ПОИСК
Здоров'я та медицина

«Несколько лет назад дочка пожаловалась на боли в спине, а прошлой весной у нее начали отказывать ноги — врожденный сколиоз мог привести к тому, что Таню парализовало бы»

17:55 10 лютого 2011
Інф. «ФАКТІВ»
Столичные ортопеды прооперировали десятилетнюю девочку из Волынской области, выровняли ей позвоночник, благодаря чему спинной мозг перестал сдавливаться. Таня уже нормально ходит и чувствует свои ноги

- То, что у дочки неправильно развивается позвоночник, врачи определили еще пять лет назад, — говорит мама девочки 34-летняя Наталья из поселка Любешивка Волынской области.  — Я сама заметила, что спина у Тани не такая ровная, как у других деток, поэтому решила проконсультироваться у специалистов. Из Луцка нас отправили в Киев — туда мы потом ездили наблюдаться в течение четырех лет. Врачи сразу сказали: вполне возможно, когда-то придется прибегнуть и к операции. Я очень надеялась, что нам удастся обойтись без нее. Дочка носила специальный корсет, который не позволял позвоночнику деформироваться. Но весной стало заметно — Таня начала плохо ходить, буквально волочила ножки, не могла их поднять… Только в больнице дочка призналась, что не жаловалась на боль в спине, хотя она уже несколько месяцев ее мучает.

 — У Тани был врожденный кифосколиоз, то есть ее позвонки по мере роста изгибались, ущемляя спинной мозг, — объясняет профессор кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца доктор медицинских наук Анатолий Левицкий.  — Это и привело к тому, что у девочки ухудшилась походка, она частично утратила чувствительность ног. При поступлении в нашу клинику Таня не могла идти самостоятельно. Если бы не сделали операцию, позвонки могли бы передавить спинной мозг и Таня перестала бы ходить. Мы поставили позвонки в правильное положение, «откусили» их разросшиеся части. Благодаря этому спинной мозг освободили от сдавления. Чтобы сколиоз не прогрессировал, позвоночник укрепили с помощью металлической конструкции.

Мы пришли в детскую больницу «Охматдет» через три недели после того, как Тане исправили позвоночник. Девочка с удовольствием продемонстрировала, что может стоять и ходить. Я поинтересовалась у Тани, чувствует ли она, что ее позвонки «закованы» в металл?

 — Такое ощущение, будто я легла на что-то твердое, — ответила девчушка.  — Непривычно. Но знаете, что приятно? После операции я стала выше сразу на шесть сантиметров! Моя болезнь не давала мне расти, на спине образовался горб. Теперь я ровная.

РЕКЛАМА

 — Ситуация у Тани была достаточно сложной, — говорит Анатолий Левицкий.  — Ее позвонки деформировались так, что позвоночник не мог находиться в вертикальном положении. Существовал риск повреждения спинного мозга во время исправления сколиоза. Чтобы этого не допустить, мы пригласили на консультацию нейрохирурга Георгия Кеворкова. Затем вместе провели операцию. Удалив деформированные части позвонков, зафиксировали позвоночник в правильном положении с помощью металлической системы. К счастью, у нас были конструкции польской компании «ChM» и родителям не пришлось покупать все самим. Эти системы хорошего качества, позволяющие ребенку продолжать расти. Несколько лет назад мы применяли конструкции, в которых один винт не затягивали, фиксировали его лишь после того, как бурный рост ребенка прекращался. Но еще один наркоз для человека, перенесшего длительную операцию, — большая нагрузка, поэтому стараемся провести хирургическое вмешательство в один этап.

 — Операция на позвоночнике Тани длилась более десяти часов, — добавляет мама Тани.  — Когда ко мне вышел анестезиолог Сергей Водяницкий и сообщил, что все прошло нормально, без осложнений, я не смогла сдержать слез. Это означало, что мой ребенок не будет инвалидом.

РЕКЛАМА

Послеоперационный период у Тани протекал не так гладко, как хотелось бы врачам и родителям.

- Первые дни Таня не чувствовала правую ногу, — говорит Наталья.  — Врачи объясняли, что так бывает, нужно просто немного подождать.

РЕКЛАМА

 — Мы с Георгием Кеворковым прогнозировали, что сразу после операции чувствительность к девочке может и не вернуться, — объясняет Анатолий Левицкий.  — В реанимации проводили интенсивное лечение, которое должно было активировать нервные окончания. На четвертый день Таня начала сгибать ногу в колене, шевелить пальчиками.

 — А через две недели после операции дочке разрешили вставать, — добавляет мама девочки.  — Честно говоря, мне было жаль Таню. Но врачи настаивали: пора подниматься, ходить, ведь от этого зависит, насколько быстро она вернется к активной жизни.

Таня пока не может встать без посторонней помощи. Как правило, два-три месяца после подобной операции на позвоночнике ребенку нельзя садиться — на ноги его нужно ставить из положения лежа.

 — Ежегодно только в нашу клинику поступает до 70 пациентов, у которых стремительно прогрессирует искривление позвоночника и остановить этот процесс можно только с помощью хирургического вмешательства, — объясняет Анатолий Левицкий.  — Из них трое-четверо детей с врожденными тяжелыми деформациями позвонков, которые могут привести к тому, что ребенок перестанет ходить. Именно такая форма болезни была у Тани.

Сдавление спинного мозга при сколиозе специалисты видят на снимках магнитно-резонансной томографии. И тогда важно как можно быстрее провести операцию, чтобы освободить спинной мозг. Чем раньше это сделать, тем лучше будет результат. Но родителям нелегко решиться на такое вмешательство, они ищут консервативные методы лечения, часто теряя время. Чем дольше страдает спинной мозг, тем сложнее будет протекать процесс восстановления.

Мы знаем о новых методах лечения и технологиях, которые появляются в мире, сотрудничаем с коллегами-ортопедами из Америки, Европы, не раз проводили совместные хирургические вмешательства. Если еще десять лет назад считалось, что к искривлению позвоночника приводит сутулость, то сейчас уже точно известно: сколиоз — болезнь врожденная. Родители могут заметить первые признаки сами. Об этом свидетельствуют несимметричные лопатки и плечи, перекос тазовых костей, разная величина треугольников, образуемых талией и прижатыми к телу руками. При тяжелой форме сколиоза может появиться даже реберный горб. Все эти нарушения являются поводом для обращения к ортопеду-травматологу.

В некоторых случаях болезнь удается остановить с помощью разнообразных корсетов, физических упражнений. Если же врач настаивает на оперативном вмешательстве, лучше согласиться. Ведь промедление приводит к тому, что из-за неправильного формирования позвоночника страдают все внутренние органы (легкие, сердце), а также суставы, в первую очередь тазобедренные. Ребенок начинает хромать. Чтобы не допустить тяжелой формы сколиоза, нужно провести операцию, если угол искривления уже достиг 40 градусов. В таком случае и врачам легче исправить позвоночник, и пациент быстрее восстановится.

Сейчас Таня ходит практически без поддержки.

 — В школе я пока не занимаюсь, а восстанавливаюсь после операции, — говорит Таня.  — Изучаю новые кулинарные рецепты. Мне очень нравится готовить, вот и стараюсь радовать родителей. Они так испереживались за меня, пока я болела.

3552

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів